Кабинет психолога

Уважаемые студенты и родители! Вы можете получить консультацию психолога колледжа и получить ответы на волнующие вас вопросы.

Он-лайн консультации психолога:

Никитина Людмила Эдуардовна

Консультации ежедневно с 11.00 до 16.00 с понедельника по пятницу включительно по телефону: +7 (916) 375-14-73 (WhatsApp, Viber)


Программу «Беседы с родителями» ведет педагог – психолог Никитина Людмила Эдуардовна

Современный мир стремительно меняется, становится всё более непредсказуемым. Произошли тектонические изменения в обществе, многие из них мы до конца не осознаем, что вызывает повышенную тревожность у родителей, а, соответственно, и у детей.

Исследования показывают, что сталкиваясь с проблемами переходного возраста, подросток, прежде всего, надеется на помощь родителей, даже, если не всегда решается напрямую обратиться к ним. Родители же часто пытаются решить проблему исходя из своего личного опыта, опыта родственников, знакомых и т.д. И только после ряда неудач, разочарований, усугубления проблем обращаются к профессионалам.

Для решения сложных проблем, встающих перед подростками, не существует универсальных и простых формул. Поэтому важна совместная психологическая работа самих подростков, родителей, педагогов и психологов.

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах воспитания подростков.

Задачи:

- помочь в решении сложных психологических проблем;

- наладить связи с Психологической службой Колледжа для совместной практической деятельности.

Наименование тем и содержание программы:

  1. Физиологические особенности подросткового возраста, их влияние на психологическое состояние подростка.
  • Физические перемены

Возрастные биохимические изменения могут доставлять подростку большие переживания из-за новых физических ощущений, изменений во внешности и здоровье, что может нанести психологическую травму.

  • Половые изменения

Когда тело подростка начинает приобретать характерные особенности своего пола, у него развиваются новые типы поведения, появляются новые мысли и включаются новые физиологические механизмы, которые могут пугать подростка.

  • Особенности развития мозга

Трансформация головного мозга происходит, главным образом, в двух областях –лимбическая система отвечает за формирование эмоций и префронтальная кора, которая курирует саморегуляцию и социальное поведение. Лимбическая система развивается первой, что делает подростка эмоционально не стабильными. Подростковый возраст-это период между активацией систем мозга, стимулирующих импульсивное поведение и развитием систем, позволяющих эмоции контролировать.

  1. Обретение чувства собственной индивидуальности
  • Социальные перемены;

В подростковом возрасте изменяются отношения в школе (начиная с пятого класса), в семье, т.к. подросток пытается самоутвердиться, примеряя роль взрослого. Привязанность к родителям уменьшается, зато возрастает роль группы, коллектива, что может резко изменить поведение подростка.

  • Моральные перемены

Подростки начинают осознавать, что их поведение должно соответствовать социальным нормам, без какого-либо контроля со стороны взрослых. Чтобы стать по- настоящему взрослыми, они должны заменить детские правила на взрослые нравственные принципы.

  • Особенности современного общества, влияние цифровой среды

Современный мир характеризуется мощными информационными потоками, которые обрушиваются на человека. Постоянное нахождение в контакте с большим количеством людей и информацией требует быстрой реакции на нее. Организм имеет собственный барьер, перенасыщение которого, приводит к истощению нервной системы. В современной хаотичной, плохо структурированной окружающей среде, в том числе и в образовательных учреждениях, для психики человека нет достаточной точки опоры, что приводит к дополнительному психическому напряжению. Современные подростки живут в ситуации, когда нет жестких требований, санкций, чтобы осознать правильно он что-то делает или нет.

  1. Почему подросток испытывает трудности, как реагирует на проблемы?

Сочетание факторов связанных с особенностями подросткового возраста и быстро меняющимся окружающим миром, влиянием информационного пространства приводит к усложнению проблем подросткового возраста. На способы решения подростком проблем оказывают влияние индивидуальные черты характера и факторы окружающей среды. Условно существуют три распространенных способа отношения подростка к проблемам:

  • Сокрытие проблем

Многие подростки пытаются преодолеть трудности, скрывая их от окружающих. Существует несколько способов сокрытия проблем: блокирование, сублимация, интеллектуализация, эмоциональная изоляция, репрессии, возмещение, замещение, проекции. Подростки, с таким типом поведения, стараются избежать ответственности.

  • Решение проблем

В подростковом возрасте происходит переход от конкретного мышления к этапу, который психолог Ж.Пиаже называет «формальным действием». Подростки уже способны мыслить абстрактно и задумываться над последствиями своих поступков. Некоторые принимают на себя слишком большую ответственность и винят в том, в чем не виноваты.

  • Девиантное поведение

Личность подростка с девиациями характеризуется в первую очередь низким уровнем социализации и школьной дезадаптацией. При этом школьную дезадаптацию можно поделить на неустойчивую и устойчивую. От ее типа зависят особенности поведения:

  • при неустойчивой дезадаптации ребенок испытывает проблемы с усвоением учебного материала и с общением;
  • при устойчивой дезадаптации речь идет об асоциальном поведении (хулиганские выходки, грубость, агрессия, побеги из дома, конфликтность, демонстративное поведение).

Подростков с нарушениями в поведении называют «трудными». Характерная черта трудных подростков – психическая незрелость, отставание от возрастных норм, повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения.

  1. Проблемы выбора профессиональной деятельности
  • Отсутствие интересов, пассивность

Страх неудачи часто приводит к пассивности, нежеланию что-либо делать и двигаться дальше. Подростки часто объясняют это состояние ленью. Кроме того, лень может проявляется из-за отсутствия мотивации.

Лень может быть «воспитана». Такое часто встречается в семьях, где ребенок становится кумиром. За него все делают и решают, поэтому ему просто не требуется выполнять никаких действий. Когда такой ребенок вырастает, то он старается найти себе партнера, который продолжал бы о нем заботиться.

Лень иногда выступает в качестве защитной реакции. Это касается тех случаев, когда требуется сделать что-то, последствия чего неизвестны.

Апатия – это не черта характера, а, скорее, состояние безразличности ко всему окружающему. Она проявляется в подавленности чувств, отсутствии интереса к жизни, снижении активности. Психологические причины апатии могут быть следующие: эмоциональное выгорание, однообразие жизни, отсутствие видения какой-либо перспективы в будущем, длительный стресс, несоответствие реальности и ожидания.

Пассивность – это черта характера, которая может проявляться в общей психологической слабости, неспособности к активным действиям, неумением доводить начатое до конца, брать на себя ответственность.

  • Разброс интересов, не умение выделить главное

Разнообразие интересов – это положительная характеристика личности, но неспособность сконцентрироваться, ставить цели выделить главное может мешать подростку в учёбе, в формировании взаимоотношений с социумом, трудовой деятельности. Поэтому необходимо помочь подростку в формировании нужных навыков.

  • Помощь в выборе профессиональной деятельности

Идея выбора единственной профессии сейчас не оправдывает себя. Современный мир быстро меняется, ряд профессий исчезают и будут исчезать, в то же время появляется много новых профессий. Скорее необходимо определить сферы, в которых человек может наилучшим образом проявить себя, использовать свои сильные стороны в профессиональной деятельности. Главное, научить подростка умению получать новые знания, быть готовым к постоянным изменениям.

  1. Основные проблемы подросткового возраста.
  • Беспокойство, чувство тревоги;
  • Взаимоотношения с родителями;
  • Взаимодействие с братьями и сестрами;
  • Отношение к внешности;
  • Общение со сверстниками;
  • Агрессивность, гнев;
  • Чувство вины, комплекс неполноценности;
  • Различные нарушения психического здоровья.

6.Влияние цифровых технологий на психологическое развитие подростка

  • Социальные сети – плюсы и минусы;
  • Гаджеты, умение пользоваться и развиваться.

Полезная информация для родителей – доклад «Благополучие детей в цифровую эпоху» https://www.hse.ru/data/2019/04/12/1178004481/5%20%D0%91%D0%BB%D0%

Записаться на участие в беседах с психологом Никитиной Людмилой Эдуардовной можно по телефону: +7 (916) 375-14-73 (WhatsApp, Viber) с 11.00 до 16.00 - понедельник-пятница.



СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ.

Московская служба психологической помощи населению проводит консультации по круглосуточному телефону неотложной психологической помощи 051 (с городского телефона) или +7(495) 051 (с мобильного) В ЧАТЕ на сайте

С пандемией человечество сталкивается, увы, не в первый раз. Но, с вызванной пандемией паникой всемирной масштаба, глобальным экономическим кризисом, стремительным уходом всей планеты в виртуальную реальность мы столкнулись впервые. Поскольку такое случилось впервые в истории, то спрогнозировать, что нас ждет дальше с высокой долей вероятности, сложно. Что же делать?

Во-первых, если вас беспокоит психологическое состояние ваше или ваших близких, пожалуйста, обращайтесь за помощью к специалистам. Получить консультацию психолога можно дистанционно. Чем быстрее вы это сделаете, тем меньше вероятность, что придется и принимать лекарственные средства. Психолог обучит вас дыхательным, телесным и другим практикам, которые помогут вам и вашим родным сохранить душевное равновесие и спокойствие. Уделяя специальным упражнениям всего от 10 до 20 минут в день, вы стабилизируете свою психику и избавитесь от застойных стрессовых явлений. Если вам приходится обращаться за помощью к психиатру, в этом нет ничего страшного, современные препараты быстро помогают и не имеют большого количества побочных эффектов. Желание обратиться за помощью – это нормальная реакция на не совсем нормальную ситуацию!

Во-вторых, составьте список того, что будет для вас приятным даже в таких стесненных обстоятельствах. Поверьте, таких дел окажется много. Можно изучать иностранный язык по видеоурокам, когда карантин снимут, и вы поедете отдыхать, вам это очень пригодится. По той же самой причине можно заниматься фитнесом дистанционно, многие фитнес-центры готовят такие уроки. Да много всего может доставить удовольствие: поваляться на диване с настоящей бумажной книгой, полежать с маской на лице, приготовить домашний торт, освоить новые умения. Спорт и кулинария, забота о собственном теле и саморазвитие – прекрасные помощники в сложных ситуациях. Физическая активность даст возможность мышцам утилизировать гормоны стресса без вреда для здоровья. Стирка и глажение, мытье посуды и уборка тоже подойдут для утилизации адреналина.

В-третьих, продолжаем общаться, пусть пока виртуально. Звоним друзьям и родным по телефону, пользуемся видеосвязью, переписываемся. Скажем разобщению наше твердое «нет!» С теми, кто живет с вами в одной квартире, затеваем разговоры и игры, рассматриваем старые фотографии, вспоминаем приятные моменты и смешные ситуации. Совместные дела сплачивают и дают возможность открыть друг в друге что-то новое. Может неожиданно выясниться, что папа замечательно читает стихи, а бабушка мастерски играет на гитаре. Но важно не забыть, что каждый имеет право на личное время и пространство, если кто-то заявил, что хочет побыть немного один, его желание нужно воспринять с уважением.

В-четвертых, наконец-то пришло время разобрать папку с документами, почистить почту, проверить сроки годности продуктов в холодильнике. Можно перебрать книги, чтобы после снятия карантина отнести ненужные в библиотеку. Одежду и обувь тоже хорошо бы пересмотреть, отобрать то, что уже не радует, вышло из моды, устарело, стало мало или велико. Старое, рваное, линялое приготовить на выброс, а годное для ношения оставить, чтобы позже передать нуждающимся. Наведение порядка в шкафах и на жестком диске очень способствует наведению порядка в мыслях.

В-пятых, создаем новые ритуалы и вспоминаем старые. Сразу обозначим, что в нашем случае ритуал – это не пляски с бубном у костра, а простые ежедневные, повторяющиеся действия. Например, если вы каждое утро собирались на работу под релакс-музыку, то, что мешает сейчас завтракать, заправлять постель под ту же музыку? Если вы всегда заправляли постель, то продолжайте это делать. Это и есть ритуал, это и есть тот «якорь», тот «мостик», который соединяет нашу жизнь «до» с той жизнью, которая будет «после». Вспомните, какие ритуалы-«якоря» у вас есть, возьмите их в настоящее. Придумайте новые, например, каждый день после завтрака выучивать новое стихотворение. Такие ритуалы дают ощущение упорядоченности жизни, ее прочности, стабильности. Очень важны ритуалы для тех, кто находится на карантине или лечении в медицинских учреждениях. Каждый раз, когда вы чистите зубы или причесываетесь, вспоминайте, как вы делали это у себя дома. Это то, что связывает вас с домом, семьей. Скажите себе: «Раньше я чистил зубы у себя дома, сейчас я помню, как я чистил зубы у себя дома, скоро я опять буду чистить зубы у себя дома!» Этот нехитрый прием спасал жизни людям даже в невыносимых, нечеловеческих условиях фашистских концлагерей.

Пожалуйста, не меняйте резко свой режим. Если вы всегда просыпались в 7.00, а сейчас стали спать до 11.00, то вы сбиваете с суточного ритма свой организм, свои биологические часы. Организм не может понять, что ему делать и расходует ресурсы на переключение. Когда мы сможем вернуться к обычной жизни, вам придется снова подвергнуть свой организм большому потрясению.

В-шестых, к своему пребыванию на карантине можно подойти осознанно, понимая, что соблюдая ограничительные меры мы спасаем жизни: свою, жизни друзей, родных, соседей, коллег по работе. Это наша с вами миссия, это наша работа – мир спасать. Каким будет этот мир после окончания пандемии, карантина и кризиса зависит не только от властей, цен на нефть, курса валют и прочего, но и от нас с вами. Если мы будем соблюдать очень простые правила, то новый мир не будет напоминать картину из фильма-катастрофы. Если мы останемся людьми, то мы справимся и следующую весну будем встречать в парках и на стадионах, в театрах и на выставках, наслаждаясь солнцем и свободой.

«Если человек долго думает о вирусе, волнуется, он может обнаружить у себя какие-то симптомы, например, кашель или першение в горле. Однако на это есть объективные причины. Мы сидим дома, в квартирах сухой воздух. Есть горячая линия: +7 (495) 870-45-09, по которой можно позвонить и узнать больше о симптомах болезни. Если вам нужна медицинская помощь, естественно, за ней нужно обратиться», рекомендует сотрудник Московской психологической службы психолог Ольга Тенн.


Московская служба психологической помощи населению проводит консультации по круглосуточному телефону неотложной психологической помощи 051 (с городского телефона) или +7(495) 051 (с мобильного) В ЧАТЕ на сайте.


СТРЕСС ...

Термин «стресс» ввел, а точнее позаимствовал из науки о сопротивлении материалов в 1936 году канадский физиолог Ганс Селье. Изначально это был технический термин, обозначающий напряжение, нажим и давление. Ганс Селье решил, что это применимо и к человеку. Стресс рассматривали как приспособительную реакцию организма в экстремальных условиях (высокие температуры, болезни, травмы и т. д.). Сегодня проблема стресса рассматривается шире, в список стрессогенных факторов входят социально-психологические элементы, например, конфликты, неожиданности. Стресс – особая форма переживания чувств и эмоций. Это психическое состояние, ответ организма на условия среды и требования, выдвигаемые средой к личности. С английского слово «стресс» переводится как «напряжение». В психологии стресс принято рассматривать как период адаптации человека.

В зависимости от того, как человек оценивает сложившиеся условия, стресс оказывает дезорганизующее или мобилизующее влияние. В момент стресса все системы работают на пределе. Вот как это происходит:

  1. Повышается адреналин, это стимулирует выработку кортизола, за счет чего накапливается дополнительная энергия, повышается сила и выносливость. Человек испытывает прилив энергии.
  2. Чем дольше длится первая стадия возбуждения, тем больше накапливается адреналина и кортизола. Постепенно они заменяют серотонин и дофамин, а эти гормоны отвечают за хорошее настроение, радость и уверенность в себе (спокойствие). Соответственно, ухудшается настроение, отмечается тревога. Кроме того, избыток кортизола провоцирует снижение иммунитета и развитие заболеваний. Человек часто болеет.
  3. Постепенно снижается внимание, накапливается усталость и раздражение. Попытки взбодрить себя кофе, энергетиками, спортом или таблетками делают только хуже.
  4. Гормональный баланс настолько нарушен, что из себя выводит каждая мелочь. Стрессоустойчивость окончательно падает.

С точки зрения восприятия самой личности стресс проходит три стадии:

  1. Чувство тревоги, связанное с конкретными обстоятельствами. Сопровождается сначала упадком сил, а затем активной борьбой с новыми условиями.
  2. Приспособление к пугающим ранее условиям, максимальное функционирование систем организма.
  3. Стадия истощения, что проявляется сбоем защитных механизмов и дезориентацией в жизни. Снова возникает тревога и ряд других негативных эмоций и чувств.

Способы реагирования на стресс: Психологи выделили следующие типы реагирования:

  1. «Стресс вола». Данный тип реакций подразумевает нахождение на пределе психологических, умственных или физических способностей. Индивидуум может долгое время жить в привычном ритме, находясь в травмирующей ситуации.
  2. «Стресс льва».Человек бурно проявляет эмоции, экспрессивно реагирует на события.
  3. «Стресс кролика». Характеризуется попытками спрятаться от проблем, отсутствием активизации. Человек переживает ситуацию пассивно. В умеренных количествах стресс полезен (эмоциональная встряска). Он повышает внимание и мотивацию, интерес, активизирует мышление. В момент стресса наш организм готов к двум вариантам: сражаться или бежать. Это продиктовано животной частью нас, биологическим напряжением организма. Конечно, в жизни люди не всегда в прямом смысле убегают или нападают в состоянии стресса (хотя и это не редкость). Чаще это понимается абстрактно: бегство, например, значит уход в пьянство или депрессию. Следует понимать, что избежать стресса нельзя. Это вариант рефлекторного ответа организма на трудные или неприятные (неблагоприятные) обстоятельства. Развивающейся активной личности всю жизнь придется сталкиваться с новыми неизвестным, непривычным, пугающим. И организм будет реагировать соответствующими гормональными изменениями, будет рефлекторно защищаться.

Помните, что стресс – это реакция на наше отношение к ситуации, восприятие случившегося. Мы реагируем не на факт, а на то, что это для нас значит. Раз нельзя избежать стресса, то необходимо работать над повышением стрессоустойчивости. Это важное свойство, позволяющее двигаться по жизненному пути.

Продолжение следует.

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!!!